Время работы музея Семейная изостудия Программа для детей и юношества Музейный лекторий Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Форум Карта гостя

Архив новостей

Октябрь 2018 (12)
Сентябрь 2018 (22)
Август 2018 (8)
Июль 2018 (18)
Июнь 2018 (27)
Май 2018 (30)

«Ритмы скал и облаков»: к 85-летию О.П. Федотова

«Ритмы скал и облаков»: к 85-летию О.П. ФедотоваТочные натурные этюды и смелый полет фантазии, мгновенные впечатления и вечные идеи, мир чувств, переживаний и взаимоотношений — всё это живопись, один из самых эмоциональных видов изобразительного искусства. Живые полотна с помощью красочного колорита, игры цвета и ритма непосредственно воздействуют на восприятие и чувств человека. Особенно сильно здесь сказывается роль субъективного начала, личность художника, обостряется значение креативного видения, восприятия автором, а через него и зрителя, жизни во всей ее полноте и искрящемся оптимизме, либо драматичном противостоянии. Прославленные мастера крымской школы живописи год за годом подтверждают эти наблюдения.

Торжественным и эпическим тоном, как великий поэт о витязях прекрасных под командой Черномора, повествует о тысячелетнем прошлом Тавриды и ее настоящем известный крымский живописец Октябрь Федотов. Уже более полувека картины Федотова привлекают внимание любителей живописи образным и колористическим своеобразием, декоративной фактурностью, прочувствованным, несуетным рассказом автора об увиденном и пережитом. 29 июля 2018 года мастер отметил 85-летний юбилей. В Крымском зале Симферопольского художественного музея сформирована выставочная «юбилейная стена» давнего друга и автора, заслуженного художника АРК Октября Петровича Федотова.

«С такой фамилией он не мог не стать художником, это прямое указание судьбы!», – сказал про Федотова пятнадцать лет назад, на вернисаже его персональной выставки 2003 года директор Ассоциации заповедников и музеев Крыма Александр Неведров.


И Федотов художником стал. Учился в Симферопольском художественном училище в начале 50-х, в мастерской известного живописца Валентина Бернадского, уже тогда обратившего внимание на одаренного и трудолюбивого студента. Самозабвенно, углубленно и настойчиво трудился молодой живописец над совершенствованием композиции, точностью рисунка, оригинальным колоритом. Работая истово и неутомимо, постепенно обретал собственный стиль, особое видение-слышание «тишины крымских долин». А вот в выставках участвовал неохотно и персоналок проводил мало. Пять-семь-девять — максимум прозвучавших его экспозиций. Работ своих почти не продавал, разве что отдавал в музеи. «Он не делал деньги, он делал картины», – точно определил творческое кредо художника его старший товарищ Олег Грачев.

Уже в начале этого века в 2003-м, прошла блестящая персоналка в Союзе художников Крыма, для многих открывшая совершенно нового Федотова, несколько экспозиций — в Симферопольском художественном музее (2004), других музейных и выставочных залах Крыма.

Октябрь Федотов, несомненно, — художник музейного уровня и его полотна заняли достойное место в Крымском зале СХМ, задуманном главным экспозиционером Рудольфом Подуфалым. Более 15 картин хранится в фондах, от «Варяжца», 1955 года (!) до «Симферопольского моря» (1960), «Киммерийской весны», 1983-го. И ряд полотен 90-х: «Домики среди скал», «Осеннее утро. Коккозы», «Ритмы скал и облаков», «Бахчисарайский мотив». Искусствовед Галина Федотова, писала о творчестве мужа: «Его картины окутаны очарованием и романтикой крымской истории. Своим отношением к Крыму он близок художникам «Киммерийской школы», воспринимавшим эту землю как древнюю Тавриду, Киммерию, землю величественную и прекрасную, овеянную дыханием прошедших веков, землю, мимо которой, согласно «Илиаде» Гомера, проплывали ладьи Одиссея».

«Ритмы скал и облаков»: к 85-летию О.П. Федотова


На полотне «Ритмы скал и облаков», 1993 года зрелый мастер уверенно работает с тремя самыми главными стихиями — Воздухом (облака), Землей (скалы) и Деревом. В картине - множество авторских находок. Отметим хотя бы «фирменное» для Октября Федотова распределение внимания по нескольким уровням: вертикальному — от глубоких теней у основания скал до высоких плоских вершин, — и горизонтальному: от ближнего изгиба скалы в нижнем правом углу до облачной гряды в верхнем левом. Противопоставляет, но, может быть, и сравнивает горизонтали плывущих тяжелых облаков и вертикали отвесных скал, прозрачную лессировку неба и пастозную живопись горного массива, дозировано вбрасывает в ущелье фактуру темно-зеленой листвы. Художник любуется перебивкой ритма могучих скал, «идущих грозной чередою», с интересом наблюдает за степенным скольжением облаков и явно «сочувствует» усилиям живучих крымских деревцев. В особом настрое этой картины, в ее композиции, естественной выразительной ритмике, давшей название полотну, в изысканной цветовой, природной гамме звучит музыка «тишины крымских долин», сродни неброским, но необыкновенно сильным полотнам Алексея Саврасова.

Насыщенность картин содержанием роднит живописные повествования Федотова с пейзажной лирикой писателей. Во многих работах обнаруживается «эффект узнавания» - скомпонованные, переосмысленные, либо сочиненные автором пейзажные мотивы представляются до боли знакомыми. Творчество талантливого живописца, столь тонко одаренного колористически, перекликается с искусством поэта, который из привычных, обиходных слов творит нечто новое, яркое, вдохновенное, узнаваемое. Иногда до такой степени, что хочется вслед за поэтом воскликнуть: «и я там был!».

Екатерина БОРОДИНА,
научный сотрудник СХМ

«Ритмы скал и облаков»: к 85-летию О.П. Федотова«Ритмы скал и облаков»: к 85-летию О.П. Федотова«Ритмы скал и облаков»: к 85-летию О.П. Федотова