Время работы музея Семейная изостудия Программа для детей и юношества Музейный лекторий Схема проезда Карта гостя

Архив новостей

Январь 2018 (10)
Декабрь 2017 (26)
Ноябрь 2017 (23)
Октябрь 2017 (24)
Сентябрь 2017 (21)
Август 2017 (18)

Иван Константинович Айвазовский (1817-1900). «Морской вид с островом»

Иван Константинович Айвазовский (1817-1900). «Морской вид с островом»
Айвазовский И.К.


Иван Константинович Айвазовский (1817-1900). «Морской вид с островом»120 лет назад, 15 августа 1893 г., была открыта для широкой публики Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых.
Годом основания художественного собрания Павла Третьякова принято считать 1856, когда им были приобретены две картины русских художников: «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Худякова. Ранее, в 1854-1855 годах были куплены также 11 графических листов и 9 картин старых голландских мастеров. В 1867 году для широкой публики в Замоскворечье была открыта «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых». Её коллекция насчитывала 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров.
В августе 1892 года Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар городу Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон.
Галерея находилась в доме, который семья Третьяковых купила в ещё 1851 году. По мере роста собрания к жилой части особняка постепенно пристраивались новые помещения, необходимые для хранения и демонстрации произведений искусств. Подобные пристройки были сделаны в 1873, 1882, 1885, 1892 и наконец в 1902—1904 годах, когда появился знаменитый фасад, разработанный в 1900—1903 годах архитектором В. Н. Башкировым по рисункам художника В. М. Васнецова.
После акта передачи коллекций братьев Третьяковых городу был произведен некоторый ремонт в помещении галереи, а также развешаны картины. «Московские ведомости» обратили внимание на то, как выглядят отреставрированные залы музея: «…обилие света, образцовая чистота и распределение картин в двух этажах галереи не оставляют желать ничего лучшего». Газета обратила внимание на то, что открытие музея прошло «без малейшей торжественности, самым скромным образом» [Московские ведомости. 1893. Июль, 3.]. В «Русских ведомостях» отмечено: «посетителей перебывало в течение дня около 700 человек. Каталогов, содержавших опись всех художественных произведений в галерее, продано около 200 экземпляров» [Русские ведомости. 1893. Авг., 16.] Заинтересовал корреспондентов и состав публики, посетившей музей в день открытия: «…среди этой толпы можно было заметить и элегантно одетых молодых людей, и стариков-художников, и юных участников московских училищ живописи, но главную ее часть составлял московский старый люд: мастеровые, мелкие лавочники, приказчики из гостинодворских лавок и даже просто подгородние крестьяне-торговцы, из которых многие привели с собою своих подростков сыновей. Женский элемент почти совершенно отсутствовал. галерея популярна среди массы, составляющей главную основу московского населения, и “простой” московский обыватель посещает ее с большой охотой». [Московские ведомости. 1893. Июль, 3.]
В коллекции Симферопольского художественного музея хранятся 25 произведений, переданных на постоянное хранение из фондов Государственной Третьяковской галереи. Зрителям хорошо известны полотна И.Е. Репина, Н.А. Ярошенко, С.Ю. Жуковского, И.И. Левитана, А.Г. Варнека, Ф.Е. Бурова, С.И. Светославского, широко представленные в постоянной музейной экспозиции.
Особую гордость музейной коллекции составляет пейзаж «Морской вид с островом» (1840-е гг.) кисти Ивана Константиновича Айвазовского (1817-1900), поступивший из ГТГ в 1952 г.