Время работы музея Семейная изостудия Программа для детей и юношества Музейный лекторий Схема проезда Карта гостя

Картина месяца

К 250-летию Анри-Франсуа Ризенера
19 октября исполняется 250 лет со

Архив новостей

Октябрь 2017 (17)
Сентябрь 2017 (20)
Август 2017 (18)
Июль 2017 (15)
Июнь 2017 (30)
Май 2017 (29)

«Художник должен творить жизнь в глине и камне»: ко дню рождения В.И. Мухиной

«Художник должен творить жизнь в глине и камне»:  ко дню рождения В.И. МухинойВера Игнатьевна Мухина родилась 1 июля 1889 г. в купеческой семье в Риге. После смерти матери отец перевез девочку в Крым, в Феодосию, чтобы предупредить наследственный туберкулез. В Феодосии Вера Мухина поступила в гимназию. Она рано увлеклась изобразительным искусством, брала домашние уроки у учителя рисования В.Н. Трегубова, в музее И.К. Айвазовского познакомилась с мастерством знаменитого мариниста и по предложению учителя скопировала несколько марин прославленного художника. После смерти отца в 1903 г. опекуны перевезли Веру Игнатьевну в Курск.

Переехав в Москву в 1909 году, Мухина поступила в художественную школу известного русского художника Константина Федоровича Юона. Впоследствии она перешла в мастерскую Ильи Машкова, «желая, - как вспоминала художница, - испробовать в рисунке иные ощущения и иные пути».
В конце 1912 года В.И. Мухина отправилась в Париж и поступила в мастерскую французского скульптора А. Бурделя.

Поворот к скульптуре не был неожиданным. Еще раньше, занимаясь у Юона, Мухина почувствовала влечение к пластике и некоторое время посещала студию Н. Синицыной. Студия была необычной: здесь никто не преподавал и не учил. За небольшую плату здесь получали станок, глину и право лепить модель. Каждый работал по своему разумению. Этого было достаточно, чтобы утвердиться в желании стать скульптором.

В мастерскую Бурделя Мухина попала случайно, но сама случайность оказалась счастливой. Больше других скульпторов, его современников, Бурдель был склонен к героическим образам, к сильным, могучим характерам, к монументальности — ко всему, что впоследствии отличало Мухину. Занятия у Бурделя были по утрам; вечерами Мухина ходила на наброски в академию Коларосси; днем делала портреты своих друзей; остаток времени употребляла на изучение парижских музеев — это тоже стало ценнейшей школой. В ее парижских работах поражает точность, с которой скульптор видит и передает конструкцию человеческого тела.

Весной 1914 года она уехала в Италию. Три месяца осмотра памятников Рима, Генуи, Пизы, Неаполя, Флоренции, Венеции и Падуи расширили ее интересы. Мухина возвратилась в Россию, и с началом Первой мировой войны уже не смогла вернуться в Париж.

Наиболее распространенным течением в скульптуре того времени был кубизм. Изображая реальные предметы, кубисты превращали их в сочетания геометрических тел: кубов, призм, пирамид. Мухина использует приемы кубизма, считая, что они помогут ей выразить силу, тяжесть и мощь скульптурной формы. Свидетельством поисков оказалась статуя «Пиета» (1916). Нарочитое геометризирование объемов, стилизация под формы скульптуры Древнего Востока создают глубоко прочувствованный образ.
В годы Революции Мухина взялась за памятник русскому просветителю 18 в. Н. Новикову. К сожалению, глиняная модель погибла в неотапливаемой мастерской зимой 1919 года.
Интересен проект памятника Я. Свердлову - «Пламя Революции» (1922-1923). Мухина отказалась от портретного решения и предпочла динамичное, символическое.

В 1920е годы Мухина занималась оформлением выставок, журнальной графикой и плакатом. Среди прекрасных работ тех лет примечательна скульптура «Ветер» (1926-1927). Эта небольшая работа всегда оставалась любимым произведением самого скульптора. Тема борьбы сильного человека с наступающей на него стихией передана с необычайной убедительностью.

«Художник должен творить жизнь в глине и камне»:  ко дню рождения В.И. Мухиной«Художник должен творить жизнь в глине и камне»:  ко дню рождения В.И. Мухиной


В 1927 г. Мухина закончила работу «Крестьянка» для выставки «X лет Октября». Скульптор достигает нужного ей впечатления могучей неколебимой силы, прочной устойчивости, простым приемом, наращиванием друг на друга трех крупных объемов: юбки, бюста и головы. Фигура крестьянки прекрасна своей силой, торжеством жизни. Эта скульптура стала широко известна и участвовала в 1934 г. на 19й Международной выставке искусства в Венеции.
В 1928 г. Мухина вновь посетила Париж и после возвращения на родину исполнила множество портретов. Это главным образом близкие ей люди: родные и знакомые. Таков скульптурный портрет сына, представленный в коллекции СХМ (дар Третьяковской галереи).

«Художник должен творить жизнь в глине и камне»:  ко дню рождения В.И. Мухиной


Летом 1930 г. Мухина исполнила статую В.И. Ленина (не сохранилась); в 1931-1932 гг. участвовала в конкурсе на памятник Т.Г. Шевченко в Харькове, оформляла интерьеры строящегося в Воронеже Дворца культуры.
В 1933 г. Мухина выполнила одну из интереснейших работ в монументальном жанре - «Фонтан национальностей». Проект не был осуществлен, но сохранился макет с эскизными фигурками, одну из которых скульптор проработала в большом размере — это известная «Узбечка с кувшином».

В 1935 г. Мухина приступила к созданию группы «Рабочий и колхозница». Скульптурная группа должна была венчать павильон Советского Союза на Всемирной выставке в Париже в 1937. В конкурсе на выполнение группы участвовали видные советские мастера — И. Шадр, М. Манизер, В. Андреев и В. Мухина. Мухина вышла победителем, и ее проект был принят.

«Художник должен творить жизнь в глине и камне»:  ко дню рождения В.И. Мухиной


Статуя была задумана в новом, непривычным материале — нержавеющей хромоникилевой стали, размеры ее были велики — 24,5 метра от основания до верхней точки. Мухина работала по небольшой модели в 163 сантиметров, увеличивая все в 15 раз. Изготовлялись деревянные шаблоны, в эти шаблоны укладывались листы тонкой стали, которые вколачивались по форме. Затем листы сваривались друг с другом. Так возникали отдельные части фигур. Одновременно рассчитывался и строился каркас, который должен был изнутри держать скульптуру. Один только шарф, летящий за группой, не имел никаких внешних подпорок, а весил он более пяти тонн.
Многое приходилось переделывать на ходу. Головы оказалось невозможным механически увеличить до колоссальных размеров с небольшой модели — Мухина вылепила их тут же, на заводе, в размере будущей статуи.
Статуя имела ошеломительный успех. Писатель Ромен Роллан посветил ей строки: «На Международной выставке, на берегах Сены два молодых советских гиганта возносят серп и молот, и мы слишим, как из их груди льется героический гимн, который зовет народы к свободе, к единству и поведет к победе».

«Художник должен творить жизнь в глине и камне»:  ко дню рождения В.И. Мухиной


«Мне хотелось передать в этой группе тот мощный и бодрый порыв, который характеризует нашу страну. Группу хотелось дать легкую, стремительную, полную воли и движения, сметающую все препятствия на своем пути. Она должна была быть радостной и вместе с тем грозной в своем стремительном движении», - вспоминала впоследствии Мухина.

В предвоенные годы Мухина работает над памятником челюскинцам, с центральной фигурой Борея, выполненной из стали и опирающейся на зеленоватую глыбу стекла.
В 1938 г. была создана скульптурная группа «Хлеб», воплощение плодородия родной земли.
Еще одна работа Мухиной тех лет — памятник М. Горькому (1939).

«Художник должен творить жизнь в глине и камне»:  ко дню рождения В.И. Мухиной«Художник должен творить жизнь в глине и камне»:  ко дню рождения В.И. Мухиной


В первые годы войны Мухина создавала исключительно портреты, и лишь позднее, уже после 1943 года, стали формироваться замыслы монументов (портреты командиров Б. Юсупова (1942), И. Хижняка (1942), военного хирурга Н. Бурденко (1942-1943).
В те же годы была создана известная «Партизанка» (1942). Это образ обобщенный, идеальный, сродни «Рабочему и колхознице».
В 1944 г. Мухина выполнила модель памятника защитникам Севастополя (не был построен).

В послевоенные годы Мухина продолжала работу над многими портретами, главным образом над портретами общественных деятелей и деятелей культуры, науки (дирижера Е. Мравинского, кинорежиссеров Ф. Эрмлера и А. Довженко, ученого Н. Качалова и другие). Известен портрет академика А. Крылова (1945), выполненный из колоды твердого дерева (карагача), оставленной в нижней части совсем необработанной.

В течение ряда лет Мухина работает над памятником композитору П.И. Чайковскому (1945-1953). Композитор отсчитывает такт, на обрамляющей решетке размещены ноты (начальные строки из произведений Чайковского) и арфы.
Совместно с З. Ивановой и Н. Зеленским Мухина работает над осуществлением памятника М. Горькому по замыслу И. Шадра; задумывает проект многоцветной скульптуры в памятнике Юрию Долгорукому.
В 1950-1951 гг. Мухина возглавила коллектив, создавший группу «Требуем мира!». Основная идея монумента выражена иллюстративно, плакатно. Самой Мухиной принадлежит фигура кореянки с убитым ребенком (прямой отклик на войну в Корее).

В.И. Мухина скончалась в 1953 году. В последние дни жизни, в больнице она рисовала и лепила Амура на пьедестале, эскиз надгробия: «И пусть у гробового входа младая будет жизнь играть...»

«Художник должен творить жизнь в глине и камне, в любим материале, который дает ему природа. Мертвый камень он согревает теплотой своего чувства и жаром сердца. Его искусство вдохновенно, и только такое искусство велико!».
В.И. Мухина.

Александра Кугушева

Использована литература:

Кузнецов Э. В.И. Мухина. - М.: Художник РСФСР, 1966. - 56 с., ил.
Суздалев П.К. Вера Мухина. - М.: Изобразительное искусство, 1971. - 528 с.
Аболина Р. В.И. Мухина. - М.: Искусство, 1954. - 84 с., илл.