Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Музейный лекторий Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Картина месяца

К 215-летию Н. В. Гоголя
1 апреля 2024 года исполняется 215

Архив новостей

Апрель 2024 (24)
Март 2024 (29)
Февраль 2024 (33)
Январь 2024 (40)
Декабрь 2023 (22)
Ноябрь 2023 (34)

К 140-летию М.А. Волошина

16 (28) мая 1877 года в Киеве в семье юриста родился будущий поэт, художник, литературный и художественный критик Максимилиан Александрович Волошин.
Раннее детство прошло в Таганроге и Севастополе. Своё среднее образование Волошин начал в Московской гимназии. В гимназические годы Волошина приходит увлечение живописью. Первые знания об импрессионистах он получил у знакомых матери — в семье живописца Н.В. Досекина. Впоследствии изучая творчество К.Моне, он напишет что: «...искусство интимно. Искусство — это обращение художника к другому человеку. Тайна художественного наслаждения всегда совершается только между двух людей. У живописи нет ораторских средств. Она говорит только шепотом».
Когда Максу Волошину было 16 лет его семья переезжает в Крым в Коктебель. И первые впечатлению от Коктебеля отразились в стихотворениях

Солнце жаром палит,
Раскаляя гранит,
И ни облачка на небосклоне.
Все деревья стоят,
И листы не шуршат,
И не движется ветер на воле.
Тихо плещет волна,
Будто неги полна,
И гуляет себе на просторе.

Однажды в честь великого мариниста И.К. Айвазовского была устроена выставка работ учащихся. С интересом осмотрев ее, мэтр задержался у рисунков юного Макса и сказал: «А этот шельмец будет рисовать!». Об этом часто рассказывал Волошин в кругу своих друзей и еще о том, что никогда не стал художником, если бы в детстве не встретился с крымской землей.
«Чтобы воссоздать исторический портрет земли, художник должен перестрадать ту землю, которую пишет. Он должен пережить историю каждой ее долины, каждого холма, каждого залива...не один мой пейзаж не написан с натуры, а представляет собой музыкально-красочную композицию на тему киммерийского пейзажа», — писал Волошин.

К 140-летию М.А. Волошина

В экспозиции Симферопольского художественного музея находятся 7 акварелей позднего периода творчества Волошина. В акварели «Все замерло — холмы, деревья, тучи. В лиловом олове осенних вялых вод» (1927 г.) черты пейзажа, которые так любил изображать художник: «бурые спины холмов», «зеркальная зыбь залива», растения, горы, небо, земля. Композиция акварели построена по классическому принципу и состоит из нескольких обозначенных планов. Они придают ей архаический характер, вызывая мысли о «снах» и «легендах». Изображая подвижную стихию неба, художник как бы противопоставляет его замершей земле. Особое внимание Волошин уделяет изображению растений, переняв опыт «классических японцев», он писал: «Там где европейские художники искали пышных декоративных масс листвы — японец чертит линию ствола перпендикулярно линии горизонта».
Волошин писал Киммерию всю жизнь. Основополагающим для него является мотив: «...человек в своих мыслях, мечтах и делах должен быть также чист и величествен, как первозданная природа, как лик земли «святой и древний». В представлении художника Киммерия — это лик, законченный мир с его прошлым, настоящим и будущим.

Зав. отделом музея
Старостина Е.А.