Время работы музея История и коллекция музея Семейная изостудия Программа для детей и юношества Музейный лекторий Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Выставка Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Картина месяца

150 лет со дня рождения А.Н. Бенуа
3 мая (21 апреля по старому стилю

Архив новостей

Май 2020 (36)
Апрель 2020 (26)
Март 2020 (25)
Февраль 2020 (20)
Январь 2020 (22)
Декабрь 2019 (43)

150 лет со дня рождения А.Н. Бенуа

150 лет со дня рождения А.Н. Бенуа


Бакст Л.С. Портрет А. Н. Бенуа. 1898
Государственный Русский музей


3 мая (21 апреля по старому стилю) исполняется 150 лет со дня рождения Александра Николаевича Бенуа (1870-1960) - выдающегося живописца, графика, театрального художника, издателя, литератора, яркого представителя русского модерна.

А. Н. Бенуа родился в семье известного архитектора и рос в атмосфере почитания искусства, однако художественного образования не получил. Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета (1890-94), но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной).

150 лет со дня рождения А.Н. Бенуа150 лет со дня рождения А.Н. Бенуа

Фамильный склеп в парке
В старом парке
Симферопольский художественный музей


Неоднократные поездки в Италию и Францию и копирование там художественных сокровищ, изучение сочинений Сен-Симона, литературы Запада XVII-XIX вв., интерес к старинной гравюре явились фундаментом его художественного образования. В 1893 А.Н. Бенуа выступил как пейзажист, создав акварели окрестностей Петербурга. В собрании Симферопольского художественного музея хранятся акварели А.Н. Бенуа «Фамильный склеп в парке» и «В старом парке», датирующиеся концом XIX в.

В 1897-1898 годах, по впечатлениям от поездок во Францию он создал первую серьезную работу - серию акварелей "Последние прогулки Людовика XIV", - показав себя в ней самобытным художником. В автобиографии «Мои воспоминания» Бенуа описывает свое знакомство с Версалем:

«В Петербурге мне казалось, что и Версаль я отлично знаю и, отправляясь туда, я был уверен, что ничего совершенно для себя неожиданного я там не найду. Однако и тут вышло совсем иначе. Именно таким, каким Версаль предстал тогда, я никак не думал его увидать. Я не думал, что он до того грандиозен и в то же время исполнен какой-то чудесной меланхолии... Что-то даже грозное и трагическое почудилось мне как в самом дворце, так и в садах в тот мрачный ноябрьский вечер... Почему-то я сразу перенесся в последние годы царствования Людовика XIV. Я чуть не расплакался, когда под самый конец этого нашего первого посещения Версаля лучи заходящего солнца на минуту прорвали густую пелену туч и оранжевым пламенем засияли бесчисленные окна дворца».

150 лет со дня рождения А.Н. Бенуа

Бенуа А.Н. Прогулка короля. 1906
Государственная Третьяковская галерея


На рубеже XIX-XX веков А.Н.Бенуа вновь возвращается к пейзажам Петергофа, Ораниенбаума, Павловска. Он прославляет красоту и величие архитектуры XVIII в. Природа интересует художника главным образом в ее связи с историей. Обладая педагогическим даром и эрудицией, он в конце XIX в. организовывает объединение "Мир искусства", став его теоретиком и вдохновителем.

150 лет со дня рождения А.Н. Бенуа



150 лет со дня рождения А.Н. Бенуа

Оранжерея Версаля. 1906
Симферопольский художественный музей


К наиболее интересным произведениям рубежа XIX-XX вв. в коллекции музея относится этюд маслом из второй версальской серии «Оранжерея Версаля» (1906). Наш этюд к картине «Оранжерея» 1906 года, хранящейся в Государственной Третьяковской галерее, принадлежит второму версальскому циклу Бенуа.
Оранжерея — здание, построенное в Версальском парке в 1684–1686 гг. архитектором Жюлем Ардуэном-Мансаром. Строение состоит из трех галерей, окружающих цветочный партер, на котором расставляют 1200 пальм, гранатовых и апельсиновых деревьев, которые убирают зимой.
Преобладание пейзажей в «Версальской серии» А.Н. Бенуа легко объяснить: в них художник изображает не столько архитектурный ансамбль времён французского абсолютизма, сколько «свой Версаль», страну поэтических воспоминаний и романтических странствий, в которой царствуют не люди, не владыки, а вечная красота природы и искусства. «Оранжерея Версаля» дышит спокойствием, приглушенные тона пейзажа подчеркивают общее настроение величественной безмятежности.

После революции 1917 г. А.Н.Бенуа принимал деятельное участие в работе всевозможных организаций, связанных главным образом с охраной памятников искусства и старины, а с 1918 г. занялся еще и музейным делом - стал заведовать Картинной галереей Эрмитажа. Им был разработан и успешно реализован совершенно новый план общей экспозиции музея, способствовавший наиболее выразительной демонстрации каждого произведения.

150 лет со дня рождения А.Н. Бенуа

Бенуа А.Н. Эскиз декорации «Сады Армиды»
к балету Н.Н.Черепнина «Павильон Армиды». 1903


В эти же годы А.Н. Бенуа принимал участие в оформлении "Русских сезонов", организованных Дягилевым С.П. в Париже. Художник оформил оперу Р. Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина "Павильон Армиды" (1903), либретто которого сочинил сам. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе А.Н. Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже - "Русские сезоны". А.Н. Бенуа, занявший в труппе пост директора по художественной части, исполнил оформление к нескольким спектаклям. Одним из высших его достижений были декорации к балету И. Ф. Стравинского "Петрушка" (1911).
С 1926 года и до самой смерти А.Н. Бенуа жил в Париже.


А. Кугушева