Время работы музея История и коллекция музея Семейная изостудия Программа для детей и юношества Музейный лекторий Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Выставка Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Архив новостей

Август 2020 (13)
Июль 2020 (17)
Июнь 2020 (23)
Май 2020 (35)
Апрель 2020 (25)
Март 2020 (23)

«Картина должна говорить»: 205 лет со дня рождения П.А. Федотова

«Картина должна говорить»: 205 лет со дня рождения П.А. Федотова


Федотов П. Автопортрет (1848).
Бумага, акварель, тушь, перо. 40,1 х 32,2 см.
Государственная Третьяковская галерея


Павел Андреевич Федотов (1815–1852) – живописец и рисовальщик, один из наиболее любимых русских художников, автор хрестоматийно известных картин. Федотова называли "русским Хогартом" и "Гоголем в красках". Он изображал "человеческую комедию" русского общества 1840-х годов в широком разнообразии "типов" и "положений". Хрестоматийными стали его полотна «Сватовство майора», «Завтрак аристократа», «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста».

«Картина должна говорить»: 205 лет со дня рождения П.А. Федотова

Федотов П. Сватовство майора. 1848
Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея


Копия знаменитой картины «Вдовушка», наиболее близкой к первому варианту работы, поступила в наше собрание из Государственного Русского музея в 1960 г. Ее создание обозначило поворот в творчестве художника от сюжетной занимательности к передаче внутреннего состояния и настроения персонажей. Его замысел был подсказан частной житейской историей – вдовством сестры Федотова.
Однако работа над полотном обернулась поиском новой образности, метафорического, а не повествовательного решения темы. В нескольких вариантах картины художник варьирует колорит, меняет типаж героини и отдельные детали, уходит от жанрового характера сцены, создает грустную элегию.

«Картина должна говорить»: 205 лет со дня рождения П.А. Федотова

Вдовушка (копия)
Холст, масло.
Симферопольский художественный музей


Множество неприметных на первый взгляд деталей дают нам понять, что случилось и что ожидает вдовушку. Портрет покойного мужа – офицера в мундире, мы видим рядом с иконой на комоде. Забытая с ночи свеча освещает неярким светом корзинку, в которую собраны все вещи бедной вдовушки. На многих других предметах мебели, как и на двери, видны отметки из сургуча, что дает нам понять, что они ей уже не принадлежат. Чем больше мы вглядываемся в составленное на пол серебро, опечатанные предметы и лицо женщины, тем больше мы чувствуем всю бедственность положения: умерев, муж оставил жене множественные долги, оплатить которые у девушки не было возможности.

Федотов долго искал девушку с лицом, выражавшим глубокую скорбь и горе, но по его мнению так и не нашел то, что искал. И хотя его многократно поздравляли с великолепной картиной, он никогда не был ей полностью доволен – на сегодняшний день известны четыре авторских варианта картины.