Время работы музея Семейная изостудия Программа для детей и юношества Музейный лекторий Схема проезда Карта гостя

Картина месяца

Ко дню рождения Н.Д. Кузнецова
14 декабря 1850 г. родился Николай

Архив новостей

Декабрь 2017 (17)
Ноябрь 2017 (23)
Октябрь 2017 (24)
Сентябрь 2017 (21)
Август 2017 (18)
Июль 2017 (15)

К 250-летию Анри-Франсуа Ризенера

К 250-летию Анри-Франсуа РизенераАнри-Франсуа Ризенер (1767-1828) родился в семье знаменитых краснодеревщиков, выходцев из Германии. Отец его, Жан-Анри Ризенер  (1734-1806), был талантливым мебельщиком при дворе Людовика XVI. А.-Ф. Ризенер состоял в родстве с Эженом Делакруа.

А.-Ф. Ризенер обучался у А. Вестье, позднее в Королевской академии живописи, скульптуры и архитектуры у Ф.-А. Венсана и у Жака-Луи Давида. Во время революции он вступил в армию и принимал участие в войнах, которые вела Французская республика.
В конце 1790-х А.-Ф. Ризенер пишет многочисленные портреты маслом и миниатюры. В этот период им был написан один из лучших портретов — «Портрет Мориса Кэи». Также художник работает в жанре театрального портрета — его кисти принадлежит портрет знаменитого французского актера-реформатора Франсуа-Жозефа Тальма (1763-1826). Сохранились упоминания о создании им натурного портрета императора Наполеона, а также о многочисленных репликах этого произведения (к сожалению, подкрепить эти сведения изображением не представляется возможным). Широко известен написанный им портрет императрицы Жозефины Богарне.

К 250-летию Анри-Франсуа РизенераК 250-летию Анри-Франсуа Ризенера


К 250-летию Анри-Франсуа Ризенера


В 1814 и 1815 годах среди его заказчиков было много русских гвардейских офицеров, находившихся в Париже. А в 1816-м по приглашению великого князя Константина Павловича Анри Ризенер приезжает в Варшаву, а затем — в Санкт-Петербург, где выполняет заказы императора Александра I и императрицы Марии Федоровны, князя Н.Б. Юсупова, графов Олсуфьевых и др. До 1823 года он продолжал работать преимущественно в России, лишь наездами бывая в Париже, где он оставил жену и сына. Вслед за «Портретом Александра I со свитой», выполненным совместно с Ж.-Ф.-Ж. Свебахом, продолжилась череда портретов русской знати. А.-Ф. Ризенер блестяще передает состояние воздушной среды, колористические эффекты двойного освещения. Работа художника высоко оценивалась: известно, что портрет графини Елизаветы Потемкиной, рожденной княжны Трубецкой (р. 1796), стоил 4000 рублей —такая сумма составляла годовое жалованье генерала Русской армии.

К 250-летию Анри-Франсуа РизенераК 250-летию Анри-Франсуа Ризенера


К этому ряду произведений принадлежит и портрет Ольги Станиславовны Нарышкиной (в девичестве Потоцкой), находящийся в постоянной экспозиции Симферопольского художественного музея.

Ольга Станиславовна Потоцкая, по мужу Нарышкина (1802-1861) — дочь польского магната Станислава Потоцкого и знаменитой авантюристки Софии Глявоне. Часть года семья проводила в Крыму, где ещё Потёмкин подарил своей прекрасной гречанке большое греческое селение Массандру. Вероятно, ее портрет был выполнен во время визита в Санкт-Петербург.
В 1824 г. она была обвенчана с Львом Нарышкиным, двоюродным братом М.С. Воронцова, после свадьбы молодые поселились в Одессе (сегодня в здании бывшего имения Нарышкиных расположен Одесский художественный музей).

В этот период О.С. Нарышкина вращается в высшем свете.
Поэт В.И. Туманский писал своей кузине:
«Ах, милый друг, если бы ты знала, как мила, как пленительна Ольга! Сколько удовольствий, ею изобретённых и ею украшенных; сколько милой приветливости, притом же сколько ума и сколько скромности. Я ничего не видел очаровательнее её лица в турецкой чалме. В голубом, как туман, прозрачном платье, когда она танцует вальс, без стыда можно встать перед нею на колени. Прибавь к этому необыкновенную живость в речах, взглядах, улыбок...».

После смерти мужа в 1846 г. Ольга Станиславовна поселилась в семье дочери в Крыму, затем переехала в Париж, где и скончалась 7 октября 1861 года и была похоронена на кладбище Пер-Лашез.

Работы Ризенера представлены в различных французских собраниях, а также в коллекциях Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Музея-усадьбы «Архангельское».