Время работы музея Семейная изостудия Программа для детей и юношества Музейный лекторий Схема проезда Карта гостя

Картина месяца

К 260-летию В.Л. Боровиковского
4 августа исполняется 260 лет со

Архив новостей

Сентябрь 2017 (10)
Август 2017 (18)
Июль 2017 (15)
Июнь 2017 (30)
Май 2017 (29)
Апрель 2017 (31)

К 260-летию В.Л. Боровиковского

XVIII век вошел в историю русского искусства как «век портрета». В ряду блестящих художников этого столетия был и Владимир Лукич Боровиковский. Обладая виртуозной живописной техникой, Боровиковский по праву считается одним из лучших русских портретистов XVIII — начала XIX веков, с полнотой и яркостью воплотивший характерные черты человека своего времени.

В.Л. Боровиковский родился в Миргороде 4 августа (27 июля по старому стилю) 1757 года в семье Луки Боровика, который называл себя также Лукьяном Боровиковским. По одним сведениям Боровиковские были бедными дворянами, по другим — простыми казаками. Последнему утверждению как будто противоречит то обстоятельство, что художник поступил на военную службу и дослужился до чина поручика. Затем он вышел в отставку, возвратился в Миргород, в дом своего отца. По преданию, Лука Боровиковский занимался живописью и был первым учителем своего сына. У потомков художника сохранился портрет Дмитрия Туптало, впоследствии митрополита Ростовского, особенно почитаемого на Украине, написанный Лукой Боровиковским.
По сведениям первых биографов художника, в Миргороде в Троицкой церкви был целый иконостас, написанный Боровиковским в 1784 году. Художнику в это время было уже двадцать семь лет. В Киевском музее русского искусства находится несколько икон, подписанных и датированных художником (1784 и 1787).
В год путешествия Екатерины II на юг России (1787) одна из остановок императрицы была намечена в Кременчуге, для чего был отведен дом, специально оборудованный для ее приема. В числе лиц, сопровождавших Екатерину, был Н.А. Львов, архитектор, сочинивший в 1783 году тему для портрета «Екатерина — законодательница», написанного Левицким.
Для украшения кременчуцкого дворца, где останавливалась Екатерина, поэт Василий Капнист поручил написать Боровиковскому две аллегорические картины, которые известны только по описаниям. Это типичные для XVIII века аллегории, изображающие Екатерину в образе богини мудрости Минервы, которая объясняет семи мудрецам древней Греции смысл своего «Наказа». В другой картине Екатерина засевает землю, которую пашет Петр I. Следом за Екатериной ее внуки Александр и Константин боронуют землю. Возможно, что Львов обратил внимание Екатерины на художника, и она предложила ему переехать в Петербург.
В доме Львова в «Почтовом стану» (ныне Почтамтская улица) Боровиковский и поселился по приезде в Петербург, прожив там около 10 лет, до 1798 года.

К 260-летию В.Л. БоровиковскогоЛьвов был одним из интереснейших людей своего времени. Образованный, бывавший за границей, много путешествовавший по России, богато одаренный, инженер и геолог, поэт и музыкант, рисовальщик и архитектор, он обладал тонким художественным вкусом. Державин неоднократно говорил о влиянии на него Львова. Хемницер также пользовался его советами и очень высоко ценил его мнение. Советы и суждения Львова были приняты Левицким при написании «Екатерины-законодательницы» (заказ Безбородко). Воспитанный на идеях Руссо, увлекавшийся античной поэзией и интересовавшийся Винкельманом, Львов строил классические здания и в то же время был одним из предшественников литературного направления, главой которого стал молодой Карамзин. Такое взаимное проникновение идей классицизма и сентиментализма не является единичным фактом, оно характерно для всего русского искусства конца 18 — начала 19 века.
Личность Н.А. Львова интересна и в контексте коллекции нашего музея. В постоянной экспозиции находится редкий портрет Н.А. Львова кисти Д.Г. Левицкого, приобретенный музеем в 1983 году и ставший открытием неизвестной страницы в творчестве художника.


В Петербург Боровиковский попал в то время, когда в искусстве русского портрета уже создались определенные традиции. И.М. Никитин, А.П. Антропов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий уже внесли свой огромный вклад в сокровищницу русской художественной культуры. На основе опыта своих предшественников Боровиковский начинает создавать новые художественные ценности. Начало его творческого пути, связанного с Петербургом, совпадает с выходом в свет «Писем русского путешественника» и «Бедной Лизы» Н.М. Карамзина, чувствительных стихов Дмитриева, лирики Капниста, т. е. с развитием сентиментализма в русской литературе.
В этот период в европейской культуре ощутимо влияние идей Руссо: стремление показать ценность человеческой личности, культ чувства, любовь к природе, к тишине, к простоте сельской жизни, провозглашение идеалов труда и нравственной чистоты.

К 260-летию В.Л. БоровиковскогоСамое раннее произведение Боровиковского, исполненное в Петербурге, помечено 1789 годом. Это «Сон Иакова» (Третьяковская галерея), рисунок карандашом. Вероятно, это эскиз для церковной росписи Могилевского собора. Кроме того, Боровиковский сделал еще рисунки тушью статуй Петра и Павла для того же собора.

В имении Н.А. Львова имение Арпачёво (Тверская губерния) Боровиковский расписал каменную церковь. Иконы иконостаса были написаны гризайлью на красном фоне. Иконостас представлял собой лес пальм, стволы которых были увиты свитками, также расписанными. Таким образом, в общем получилось нарядное и вместе с тем праздничное сочетание красного, серого и желтого цветов. Эта работа была исполнена Боровиковским до 1791 г. (к сожалению, росписи не сохранились).
В 1795 году по проекту Львова был построен храм Борисоглебского монастыря близ Торжка. Для его иконостаса Боровиковский написал тридцать семь икон.

К 260-летию В.Л. БоровиковскогоВ этом же 1795 году Боровиковский написал замечательный портрет молодой торжковской крестьянки Христиньи. Это первое по времени портретное изображение простой русской женщины. Она одета в нарядный сарафан и кокошник с бусами и вуалью. Вместе с аллегорией «Зимы» этот портрет мог сыграть существенную роль в направлении творчества Венецианова, который, как известно, был в течение ряда лет учеником великого портретиста.

Существуют сведения о том, что Боровиковский учился у австрийского портретиста И.Б. Лампи (который жил в Петербурге четыре года, с 1792 по 1796). В 1794 году по представлению Лампи Боровиковский был признан «назначенным», то есть кандидатом в академики. Звание академика было присвоено ему в 1795 году «за два портрета, написанные с натуры». Когда Лампи уезжал из Петербурга, то он передал Боровиковскому свою мастерскую.

Самый ранний портрет Боровиковского — портрет О.К. Филипповой (Русский музей), написанный в 1790 году. Портрет производит впечатление не вполне законченного: складки белого платья, так же как и руки, едва намечены. Стоит отметить пейзажный фон, который станет излюбленным у Боровиковского, особенно в женских портретах.
В конце 1780-х или начале 1790-х годов был написан миниатюрный портрет В.В. Капниста (Русский музей), овеянный настроением светлой грусти. В это время Капнист понес тяжелую потерю: у него умер маленький сын, памяти которого поэт посвятил одну из самых задушевных своих элегий.

К 260-летию В.Л. БоровиковскогоК 260-летию В.Л. БоровиковскогоК 260-летию В.Л. Боровиковского


Около 1795 года Боровиковским был написан портрет Екатерины (Третьяковская галерея). Гравированный Н.И. Уткиным, он стал необычайно популярным. Возможно, именно этим образом руководствовался А.С. Пушкин, когда ему нужно было изобразить Екатерину в сцене встречи с Машенькой Мироновой в «Капитанской дочке».

К 260-летию В.Л. Боровиковского

В 1796 году Боровиковский написал большой парадный портрет беглеца Муртазы Кули-Хана (Русский музей), спасавшегося под могущественным покровительством русского престола от преследований его брата, персидского шаха. Художник увлекся картинной внешностью восточного принца, великолепным многоцветным костюмом.

К 260-летию В.Л. БоровиковскогоК 260-летию В.Л. Боровиковского

В самом конце века, на грани XIX столетия, Боровиковский создает целый ряд портретов, по преимуществу женских и девичьих, в которых утверждает в портретной живописи новый тип человека. В портретах В.И. Арсеньевой, М.И. Лопухиной, Скобеевой, Е.А. Нарышкиной, М.А. Орловой-Денисовой со всей силой обнаруживаются особенности портретного стиля художника.

Портрет М.И. Лопухиной (1797) — один из самых поэтичных и женственных среди всех, созданных Боровиковским. Лицо Лопухиной далеко от классического идеала красоты, но в то же время оно исполнено очарования и душевной прелести.
Первым по времени двойным портретом является портрет двух девушек «Лизаньки и Дашеньки» (1794, Третьяковская галерея), долгое время считавшийся портретом сестер Львовых. В 1802 году художник создал два двойных портрета: сестер Куракиных и сестер Гагариных; в 1803 году — два более сложных тройных портрета членов семейства Безбородко. Среди них портрет Гагариных (Третьяковская галерея) наиболее совершенен. Ритмичность, мягкая плавность всех очертаний соответствуют плавности и ритму музыки.

Лучшие мужские портреты были исполнены Боровиковским во второй половине жизни.
В 1790е годы им был написан ряд портретов Павла I. В коллекции музея хранится погрудный портрет будущего императора в черном камзоле, переданный из Бахчисарайского историко-археологического музея в 1964 г.; аналогичные ему портреты находятся в собраниях Государственного Русского музея и Чувашского государственного художественного музея.

К 260-летию В.Л. БоровиковскогоК 260-летию В.Л. Боровиковского


Портрет А.Б. Куракина (1800, Третьяковская галерея) — один из немногих парадных портретов, написанных Боровиковским. Любопытно изображение Михайловского замка на фоне и мраморного бюста Павла I.
Самым замечательным среди мужских портретов является незаконченный портрет учителя художника, великого портретиста Д.Г. Левицкого (Государственный Русский музей), 1802-1803 гг. Лицо Левицкого значительно, темные живые глаза являются центром портрета.

К 260-летию В.Л. БоровиковскогоК 260-летию В.Л. Боровиковского

Кроме портретов, особенно много в конце жизни Боровиковский занимался религиозными сюжетами. Заслуживают внимания евангелисты, написанные художником для царских врат Казанского собора. Народный тип представляет собой старик-крестьянин, олицетворяющий «Зиму» (Третьяковская галерея).

Письма Боровиковского и немногие воспоминания о нем рисуют его необычайную личность. Он всецело был предан искусству. Среди его учеников наиболее известны имена И.В. Бугаевского-Благодарного, А.Г. Венецианова, Ф.И. Янсика.
Бугаевский-Благодарный, сделавший сразу после смерти учителя по памяти его портрет, написал с обратной стороны, что это дань «искреннего уважения к необыкновенным ... талантам и величия души покойного». В том же духе отозвался и Венецианов. Заявив в письме к друзьям, что будет писать его биографию, он назвал Боровиковского «почтеннейшим и великим мужем», украшавшим «Россию своими произведениями».

Александра Кугушева

Использованная литература:
1. Алексеева Т.В. Боровиковский. - М.: Искусство, 1960. - 42 с.: ил.
2. Боровиковский В.Л. Галерея искусств. -2006. - 32 с.: ил.
3. Машковцев Н.Г. В.Л. Боровиковский: 1757-1825. - М.: Искусство, 1950. - 28 с.: ил.